В газете «Транспорт России» № 15 (1082) 8 – 14 апреля 2019 года опубликована статья о системе Среднего профессионального образования. На вопросы автора отвечают руководители колледжей — филиалов МГТУ ГА.
Автор: Елизавета Карпова
Карьерная траектория.
Система СПО составляет достойную конкуренцию отраслевым вузам
ОБРАЗОВАНИЕ
Подготовка высококвалифицированных кадров для отрасли – дело серьезное. Работа на транспорте не терпит халатности и неуверенности в действиях, а подобные недуги лечатся исключительно практикой, так сказать, набиванием руки. И если система высшего образования зачастую делает ставку на теорию, то колледжи чаще всего отдают предпочтение практико–ориентированным занятиям.
Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию заявил, что модернизация среднего профессионального образования является одной из важнейших задач. Глава государства отметил, что ускорение процесса должно произойти за счет резкого увеличения количества детских технопарков, центров цифрового, естественно–научного и гуманитарного развития.
По информации Минпросвещения России, уже сейчас в систему среднего профессионального образования (СПО) регулярно внедряются новые образовательные стандарты, параллельно проводится актуализация традиционных программ. Отдельного внимания заслуживают транспортные учебные заведения. В топ–50 перспективных и востребованных среди абитуриентов профессий вошли такие специальности, как автомеханик и оператор беспилотных летательных аппаратов.
Внимание к программам среднего профессионального образования ежегодно привлекается с помощью движения WorldSkills, целью которого является повышение престижа рабочих профессий. Молодые профессионалы, а именно так называют участников чемпионата, соревнуются в рамках нескольких компетенций, демонстрируя крепкие навыки в выполнении сложных профессиональных задач. Победителям чемпионата достаются ценные призы – от денежных вознаграждений до многомесячных зарубежных стажировок.
Кстати, одним из ключевых партнеров и спонсоров движения WorldSkills в России является ОАО «РЖД», что дополнительно привлекает студентов колледжей к участию в чемпионате. По словам Николая Разинкина, директора Института прикладных технологий Российского университета транспорта (МИИТ), он как куратор деятельности структурных подразделений вуза в области среднего профессионального образования давно заметил, что именно внимание со стороны работодателей заставляет абитуриентов все чаще обращаться к системе СПО. Около 70% выпускников Московского колледжа железнодорожного транспорта ежегодно участвуют в распределении на предприятия железнодорожной отрасли, а более 50% – на предприятия ОАО «РЖД». По его словам, практически гарантированное трудо-
устройство повышает престиж колледжа в глазах абитуриента.
По словам Светланы Некрестьяновой, директора Московского
автомобильно–дорожного колледжа имени А.А. Николаева, в настоящее время только система СПО позволяет наиболее гибко и в более короткие сроки реагировать на быстроизменяющиеся требования к работникам транспортных предприятий. «Школьники все чаще выбирают обучение в колледже в связи с оснащением профессиональных образовательных организаций новейшим оборудованием, возможностью получения качественного практического образования. В настоящее время для СПО создан новый бренд, который направлен на формирование положительного мнения общества о выпускнике колледжа как о профессионально подготовленном специалисте», – отметила она.
Александр Пунт, директор Кирсановского авиационного технического колледжа, филиала МГТУ ГА, уверен: роль СПО в системе подготовки кадров в ближайшее время будет только расти. По его словам, именно специалисты среднего звена на данный момент наиболее востребованы среди работодателей, представляющих как авиационные, так и транспортные предприятия в целом. Александр Пунт считает, что подобный прогноз подтверждает возрастающий интерес молодых людей к среднему профессиональному образованию как таковому. «Для молодых людей важен самостоятельный выбор своего места в жизни. В этом смысле высшее образование не всегда является самым лучшим решением. СПО позволяет людям раньше включиться в трудовую деятельность, являясь более доступным аналогом учебы в вузе», – утверждает он.
Говоря о конкуренции между системами среднего и высшего образования, важно отметить, что мотивационные аспекты поступающего в колледж молодого человека не всегда ограничиваются тем, о чем говорилось ранее. Востребованность на рынке труда, меньшая стоимость образовательных услуг – все это прекрасно, но не всегда способно перебить тягу молодого и пытливого ума к обучению в стенах университета. Среди других причин поступления в колледж Светлана Некрестьянова выделяет желание школьника прервать процесс обучения в общеобразовательной школе, как можно раньше получить профессиональное образование и иметь возможность получать заработную плату. Николай Разинкин согласен с коллегой, отмечая при этом, что обучение в среднем профессиональном образовательном учреждении является своего рода социальным лифтом, который облегчает траекторию получения высшего образования, минуя сдачу единого государственного экзамена, что, кстати, также является хорошим мотивационным аспектом.
Директор Иркутского филиала МГТУ ГА Олег Горбачев уверен, что среди причин поступления некоторых школьников в колледж нередко можно выделить влияние на него родителей или друзей, пример знакомых. При этом родители абитуриента зачастую ориентируются именно на востребованность специалистов среднего звена на рынке труда, возможность работать непосредственно по специальности. Все–таки риск того, что выпускник высшего учебного заведения «остынет» к полученной им профессии, существует. Виной тому все та же ориентация на познание теории. Студент колледжа, с порога получивший доступ к освоению практических навыков, быстрее приступит к трудовой деятельности.
О наиболее полной подготовке выпускников средних профессиональных образовательных учреждений к профессиональной жизни говорят и их планы. Опрошенные в ходе подготовки материала руководители колледжей подтверждают: им и самим интересно вести статистику трудоустройства своих студентов. Во–первых, это помогает понять востребованность деятельности учебной организации как таковой. Во–вторых, легче сделать вывод о том, насколько конкурентоспособна система СПО относительно ВПО.
Наиболее полную статистику приводит Московский автомобильно–дорожный колледж имени А.А. Николаева: по данным сотрудников, около 70% выпускников приступают к работе по полученной ими специальности, 15% – призываются в ряды российской армии, около 2% не приступают к работе по уважительным причинам. Интересно, что продолжают обучение в высших учебных заведениях только 13% выпускников. Этот факт позволяет практически безоговорочно признать жизнеспособность СПО.
Подобная статистика ведется и в Кирсановском авиационном техническом колледже, и она также говорит о востребованности СПО: из 197 выпускников в 2016 году продолжили обучение в вузе только 29 человек, в 2017 году из 193 молодых людей – 27 человек, а в 2018–м из 191 студента колледжа в студентов университета превратились только 17.
Встать на сторону высшего профессионального образования решил Александр Шмельков – директор Егорьевского авиационного технического колледжа, филиала МГТУ ГА. По его словам, количество выпускников колледжей, решивших продолжить обучение в вузах, растет с каждым годом. Директор колледжа считает, что этому способствует регулярная разработка новых программ обучения, ощутимым преимуществом которых является уменьшение сроков обучения для выпускников средних профессиональных образовательных учреждений. В частности, по мнению Александра Шмелькова, продолжение получения образования посредством обучения в университете открывает перед студентами более весомые перспективы для последующего карьерного роста. А поскольку для выпускников колледжа во многих вузах введены упрощенные условия поступления – почему бы не попробовать собственные силы?
Руководители перечисленных колледжей признают, что сбор подобной информации касательно их выпускников и понимание мотивации на поступление в колледж потенциального студента ложатся в основу агитационной работы учреждения по подготовке специалистов среднего звена. По словам Олега Горбачева, в течение всего учебного года в Иркутском филиале МГТУ ГА проводится комплекс соответствующих мероприятий: научно–практические конференции, дни науки, интеллектуальные викторины на базе общеобразовательных и средних профессиональных учреждений, олимпиады по авиации и мастер–классы. Отдельное внимание отводится проведению дней открытых дверей, в рамках которых потенциальным студентам рассказывают о работе учебного заведения, устраиваются встречи с успешными выпускниками и потенциальными работодателями.
По словам Николая Разинкина, в Московском колледже железнодорожного транспорта хорошей традицией стало проведение на базе РУТа при поддержке ОАО «РЖД» мероприятия «Открытые двери компании», широкое распространение получил проект департамента образования г. Москвы «Университетские субботы». Последний, кстати, в очередной раз прошел в Российском университете транспорта 17 марта: ученикам школ предлагалось поучаствовать в игре–квесте по логистике в современном городе. Участникам было предложено рассчитать путь доставки груза, правильно укомплектовать его и представить работу современного склада. Также в рамках мероприятия прошла лекция–практикум «Управление электроприводом в системах автоматизации». Слушатели узнали о системах управления, программировании и роли контроллеров в процессе управления технологическими процессами.
Александр Шмельков отмечает, что большую роль в ходе работы по привлечению потенциальных студентов играют сетевые ресурсы и социальные сети. «Филиалы СПО поддерживают собственные сайты, регулярно обновляют размещенную на них информацию. Разумеется, до сих пор востребованными остаются дни открытых дверей, куда приезжают целыми семьями из разных регионов страны. В последнее время большую активность в вопросе профессиональной ориентации стали проявлять и работодатели, но, к сожалению, пока не все», – отмечает директор Егорьевского авиационного технического колледжа, филиала МГТУ ГА.
Рыльский авиационный технический колледж также является филиалом МГТУ ГА. Юрий Будыкин, его директор, уверен: залог успеха агитационной работы с потенциальными студентами заключается в ее систематизации. Колледж изготавливает и распространяет рекламные буклеты, размещает информацию об образовательном учреждении в средствах массовой информации и на собственном официальном сайте. В частности, сотрудники колледжа участвуют в ярмарках вакансий и профессий, проводят дни открытых дверей. «Но лучшей рекламой для нас являются наши выпускники, которые работают в каждом аэропорте нашей страны и во многих аэропортах ближнего зарубежья», – говорит Юрий Будыкин.
Современной системе среднего профессионального образования, судя по всему, только предстоит пережить свой подъем. Это, разумеется, нисколько не умаляет ценность высших учебных заведений. Однако единый ответ на вопрос о необходимости наличия у специалиста транспортной отрасли диплома о высшем образовании найти не удалось. Одни уверены: приоритеты меняются и работодателям нужен высококвалифицированный специалист уже сегодня. Важны регулярная практика и опыт, которыми со студентами делятся в учреждениях среднего профессионального образования. Другие считают, что, несмотря на все плюсы системы СПО, ей никогда не удастся на равных состязаться с высшими учебными заведениями. «Конечно, востребованность в гражданской авиации и в транспортной отрасли в целом специалистов с СПО не ниже, чем специалистов с высшим образованием. Но каждый человек сам планирует свою профессиональную карьерную траекторию. Для удовлетворения своих самых высоких амбиций в отрасли, конечно же, надо иметь диплом о высшем профессиональном образовании», – резюмирует Александр Шмельков.
Источник: http://transportrussia.ru/item/4896-karernaya-traektoriya.html