История колледжа

ИСТОРИЯ УЧИЛИЩА / Школа жизни

Авиационный технический колледж гражданской авиации находится в городе Кирсанове Тамбовской области, который недавно отметил свое 230-летие.

Территория, на которой располагается ныне колледж, неоднократно меняла своих хозяев. По указу императора Александра III от 22 мая 1886г. в Кирсанове был основан военный гарнизон. До 1945г. в нем расквартировывались кавалерийские подразделения, в том числе третий запасной кавалерийский полк, которым в 1915-1916 годах командовал генерал-майор Керн. После Октябрьской революции, с 1918 до 1945 года, гарнизон по-прежнему принадлежал кадровым кавалеристам. Принадлежал им и тогда, когда в 1945 году организовалось на его базе Кирсановское кавалерийское училище имени Первой конной армии. Лишь в 1953 году кавалеристы оставили обжитую почти за семь десятилетий территорию. На ней поселились военные училища другого рода войск, сначала связи, потом синоптиков и кислородчиков. В связи с сокращением Вооруженных Сил в 1960г., училище синоптиков и кислородчиков ВВС попало под сокращение, а его территория, строения и другое имущество было передано в распоряжение Актюбинского авиационного технического училища ГВФ. Актюбинское училище выросло со школы авиамехаников, созданной в 1946 году. Школа имела временное назначение, так как было необходимо быстро пополнять ГВФ техническими кадрами, понесшими большие потери в Великой Отечественной войне.

1960 ГОД. Июнь

Кирсановское авиационное техническое училище ГВФ было образовано в соответствии с Постановлением СМ СССР Л 375-151 от 31.03.60г. и Приказа начальника Главного управления Гражданского Воздушного Флота при Совете Министров СССР за № 345 от 28 июня 1960 года на базе фондов Актюбинского авиационного технического училища и фондов, переданных Министерством Обороны СССР.
Училище расположено в живописном, экологически чистом районе Тамбовской области в городе Кирсанове, в 5 км. от железнодорожной станции Кирсанов Юго-Восточной железной дороги. Территория его составляет 66 га. На территории размещены служебные здания, учебные классы, учебный аэродром, спортивные сооружения, здания культурного назначения, фруктовый сад, гараж и другие постройки. Весь учебно-производственный и жилой фонд утопает в сплошном парке смешанных пород деревьев. Много кустарниковых насаждений. С южной стороны от училища в одном километре проходит железная дорога и начинается пойма реки Ворона – одной из красивейших рек центра страны.
В окрестностях г. Кирсанова имеется ряд озер с живописными лесистыми берегами. В городе и районе есть исторические достопримечательности, памятники старины, культуры.
Создание училища было вызвано потребностью превращения гражданской авиации в многоцелевую отрасль народного хозяйства, а внедрение скоростных многоместных турбореактивных самолетов должно было превратить ее в одну из главных видов пассажирского сообщения. По всей стране для обеспечения эксплуатации новейших самолетов потребовались реконструкция и сооружение десятков аэропортов. Воздушные линии оснащались современными средствами самолетовождения, быстро расширялась сеть аэропортов на местных воздушных линиях, совершенствовалась технология технического обслуживания самолетов.
Бурное развитие гражданской авиации вызвало потребность в высококвалифицированных кадрах. В числе других средних учебных заведений Аэрофлота было создано и Кирсановское авиационное техническое училище. Перед училищем была поставлена задача: готовить высококвалифицированных, авиационных техников, способных обеспечить высокое качество технического обслуживания самолетов зимой и летом, ночью и днем, в любых метеорологических условиях.
Первым начальником училища был назначен БРЕЧАЛОВ Виктор Александрович – организатор и руководитель по подготовке технических кадров для Гражданской авиации. В 1937 году окончил Ленинградский институт инженеров ГВФ по специальности «Эксплуатация самолетов и моторов». В 1937-1939г.г. работал старшим инженером 235 авиаотряда Северного управления ГВФ, г. Апатиты, Мурманская область. В 1939-1940г.г. – заместитель начальника политотдела Восточно-сибирского управления ГВФ, г. Иркутск. 1940-1942 г.г. – начальник политотдела Восточно-сибирского управления ГВФ, г. Иркутск. 1942-1947г.г. – начальник Дальневосточного управления ГВФ, г. Хабаровск. Выполнял особые задания по строительству Северной авиалинии США-СССР. 1947-1948г.г. – начальник аэропорта, г. Красноярск. 1948-1951г.г. – начальник Иркутской школы авиамехаников ГВФ. 1951-1955г.г. – начальник Иркутского АТУ ГВФ. 1955-1957 г.г. – назначен начальником Олевской школы аиарадистов ГВФ, Житомирская область. 1957-1960г.г. – начальник школы авиамехаников ГВФ, г. Актюбинск. 1960-1969г.г. назначен начальником АТУ ГВФ (ГА) г. Кирсанов, Тамбовская область. Награжден орденами «Знак почета», орденами «Красной звезды», медалью «За победу над Японией», отраслевой наградой «Отличник Аэрофлота».

Заместителем начальника по учебной работе – МИРОНЮК Дмитрий Андреевич, начальником аэродрома – СВЕТЛОВ Борис Семенович.

1960 ГОД. Сентябрь

Учебный процесс начался 1 сентября 1960 г. на базе помещений, учебных классов и лабораторий расформированного училища ВВС и учебной авиационной техники – самолетов, двигателей, отдельных узлов, схем и т.д. бывшего Актюбинского авиационного технического училища. В распоряжение созданного училища перешли: 3-х этажное общежитие общей площадью 2800 кв.м. для размещения переменного состава. В этом же здании были первоначально размещены несколько учебных классов, библиотека и учебный отдел. Жилой фонд постоянного состава состоял из одного 3-х этажного 36-ти квартирного дома, двух 8-ми квартирных домов финского типа и 11-ти 4-х квартирных домиков. Не весь жилой фонд отапливался централизованной котельной, работавшей на угле. Жилой фонд для постоянного состава вначале удовлетворял его потребностям, в училище имелись: местная электростанция мощностью в 500 кВт, клуб со зрительным залом на 524 места и 1 столовая на 500 посадочных мест; маломощные и отсталые в оборудовании прачечная и баня, здравпункт, автогараж, детсад, курсантский клуб. Таким образом, учебно-материальная и культурно-бытовая база с большим трудом удовлетворяли потребности училища.
На первый курс было принято 221 курсант. На втором курсе числилось 407 курсантов, вторую и третью роту составляли бывшие курсанты училища ВВС, а первую – бывшие курсанты Актюбинского училища.

Курсанты изучали самолет Ан-2, Ил-14, вертолет Ми-4, Ил-28. На учебном аэродроме в это время стояли 4 самолета Ан-2, 2 вертолета Ми-4, самолет Ил-14, 8 двигателей АШ-62ИР и 4 двигателя АШ-82Т.

Постоянный состав училища в основе своей сложился из двух частей. Первую часть представляли прибывшие из Актюбинска руководство училища, основные работники управления, преподаватели специальных дисциплин и некоторые работники обслуживающих служб. Другую (меньшую) часть составили демобилизованные офицеры и служащие расформированного училища ВВС. Работники второй части в своем большинстве были приняты на работу преподавателями общеобразовательных дисциплин и служб по обеспечению учебного процесса. Несмотря на некоторую неоднородность в прошлой работе постоянного состава, с первых дней существования начал складываться работоспособный коллектив. Значительная роль в период организации и становления училища принадлежит его руководству: начальнику училища Бречалову Виктору Александровичу, заместителю по хозяйственной работе Харенко Семену Григорьевичу, заместителю по политработе Косьяненко Алексею Романовичу.

1962 ГОД. Июль

Училище выпустило своих первых специалистов, их было 193. Среди них были наши работники: ГОЦЕВ Владислав Васильевич, ТАТАРНИКОВ Вячеслав Иванович, ЕВСЕЕВ Игорь Андреевич, ГАРТМАН Станислав Дантонович, СТЕПЧЕНКОВ Владимир Константинович.
Всего с 1960 г. по 2010 г. училище обучило и послало на работу в российскую авиацию более 15000 авиатехников. В настоящее время многие из них работают в гражданской авиации техниками, инженерами, бортмеханиками, бортинженерами и по другим специальностям.
К этому времени было закончено капитальное переоборудование помещений под моторный и эксплуатационный циклы. Это увеличило учебную базу на 7 учебных классов и три лаборатории.

1964 ГОД

Училище подготовило для Республики Мали 22 техника-механика по эксплуатации самолетов и двигателей. Было закончено строительство банно-прачечного комбината. Строительство осуществлялось подрядной организацией ПЖ-421. В этом же году был осуществлен переход на изучение самолета Ту-124 вместо вертолета Ми-4.
В училище был создан автоматизированный класс для изучения курса «Конструкция и техническое обслуживание самолета Ту-124».

1965 ГОД

Была осуществлена газификация всех жилых, бытовых и культурных помещений, централизованные котельные были переведены на газовое топливо, была решена проблема со снабжением электроэнергией благодаря подключению училища к госэлектросети, в это время создались трудности в размещении курсантов, не хватало учебных площадей.
С целью увеличения учебных классов, размещения лабораторий и расширения жилой площади для курсантов хозяйственным способом была начата реконструкция здания под самолётный цикл. Это позволило расширить казарму в основном корпусе за счет перевода из него социально-экономического цикла. Там же был размещен вновь созданный цикл РЭСОС – радиоэлектронного спецоборудования самолетов.

1968 ГОД

В училище приступили к изучению самолета ЯК-40 вместо Ил-14.

1969 ГОД

Начальником училища назначается МИРОНЮК Дмитрий Андреевич.

Окончил Киевский институт инженеров ГВФ в 1953 году. Около 50-ти лет работал в учебных заведениях гражданской авиации. Опытный, квалифицированный и инициативный организатор учебно-воспитательного процесса. Прошёл путь от преподавателя до начальника училища. Внёс заметный вклад в подготовку авиаспециалистов со средним образованием для гражданской авиации. Постоянно уделял внимание вопросам совершенствования учебного процесса, развития учебно-материальной базы, повышения качества подготовки авиатехсостава. Под его руководством училище стало одним из ведущих средних специальных учебных заведений отрасли. Заслуженный работник РСФСР. Награждён медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «За доблестный труд», знаком «Отличник аэрофлота». В настоящее время находится на заслуженном отдыхе.

В этом же году закончено строительство двух жилых 4-х квартирных домов хозяйственным способом.

1970 ГОД

Сдано в эксплуатацию 3-х этажное общежитие для курсантов подрядным способом.

Начато строительство 70-ти квартирного жилого дома.

На всех цикловых комиссиях был внедрен метод безмашинного контроля знаний по отдельным темам и узловым вопросам программ. Начали широко использовать технические средства обучения: учебные фильмы, диафильмы, «кассеты» для хранения и демонстрации на уроках красочных крупноформатных схем.

В этом же году был оборудован класс обратной связи на цикловой комиссии РЭСОС, вся аппаратура была спроектирована и изготовлена силами курсантов под руководством старшего преподавателя ХОДАЛЕВА Василия Владимировича, оборудован класс программированного обучения стандартным оборудованием типа «Наука-5» на цикловой комиссии конструкции самолетов. Изготовлен класс по конструкции самолета Ту-124 с системой управления выдвижными, крупноформатными (красочными) схемами-щитами с управляемым экраном и проекционной аппаратурой с пульта преподавателя. Эта работа выполнена под руководством старшего преподавателя цикловой комиссии аэродинамики и конструкции самолетов ТАТАРНИКОВА Вячеслава Ивановича.

1971 ГОД

Создаются первые студенческие строительные отряды в училище, которые работают в Тамбовской области.

Начато строительство спортивного комплекса.

1973 ГОД

Назначен замполитом ГОЦЕВ Владислав Васильевич. В этом же году сдан в эксплуатацию 70-ти квартирный дом и пристройка к столовой.

Закончено строительство спортивного комплекса. Построен зимний тир. Спортивный комплекс включает в себя: два футбольных поля, гимнастический городок, шесть баскетбольных и волейбольных площадок, хоккейную коробку и поле для игры в городки. По итогам смотра самодеятельного строительства спортивных сооружений училище награждено золотой медалью (Постановление Президиума ЦС ДСО «Спартак» от 29 февраля 1973 года). Значительную роль в создании комплекса сыграл СЕРОПУГОВ Валентин Григорьевич и преподаватели физвоспитания.

1974 ГОД

Работники училища представляли свои работы в качестве экспонатов на выставке ВДНХ. Четырнадцать человек награждены медалями ВДНХ, 3 из них серебряными, 1 – бронзой. Татарников Вячеслав Иванович награжден двумя серебряными и одной бронзовой медалью. Колос Анатолий Федорович за свои представленные на ВДНХ работы награжден двумя бронзовыми медалями и за одну работу стал лауреатом выставки НТТМ-преподаватель.
А всего за активное участие в разработке, изготовлении и применении технических средств в учебном процессе 25 человек награждены медалями ВДНХ, 28 – дипломами ВДНХ, 40 человек являются лауреатами научно-технического творчества молодежи.

1975 ГОД

В училище начал изучаться самолет Ту-134 вместо самолета Ту-124.

В этом году курсантские строительные отряды работали в Мордовской АССР. Отряды перечисляли заработанные деньги в фонд строительства г. Гагарина и на строительство памятника воинам, погибшим в годы Великой отечественной войны. Лучший отряд курсантов занял второе место по области и был награжден грамотой обкома комсомола.
В этом же году был сооружен обелиск погибшим летчикам в Великой Отечественной войне. Идея создания обелиска принадлежит ГОЦЕВУ Владиславу Васильевичу.
По его инициативе был организован мотопробег по местам боевой славы в честь 30-летия Победы. В мотопробеге участвовало 5 человек: ГОЦЕВ Владислав Васильевич, ЧЕРНЯВСКИЙ Владимир Иванович, ГОЦЕВ Валентин Васильевич, АРШИНОВ Сергей Яковлевич, СЕВАСТАНКЕВИЧ Анатолий. Они привезли священную землю с мест, овеянных легендой, политых кровью наших солдат, победивших фашизм – страшное зло на земле. У подножья памятника захоронена земля с братских могил защитников городов-Героев г. Ленинграда, г. Сева-стополя, г. Бреста, г. Керчи, г. Сталинграда, с Курской дуги.
Часто приходят к памятнику ветераны войны, чтобы вспомнить погибших товарищей, почтить их память минутой молчания. Затаив дыхание, слушает молодежь рассказы о войне живых ее участников.
В этом же году начато строительство 5-ти этажного общежития для курсантов.

1976 ГОД

Было создано 19 курсантских строительных отрядов, 10 из них работало в Мордовской АССР, 9 отрядов – в Тамбовской области. Лучшие ССО «Юность» и «Авангард».

1977 ГОД

Сдано в эксплуатацию 5-этажное общежитие, что позволило увеличить набор курсантов на первый курс и улучшить их бытовые условия проживания.

1979 ГОД

Для Республики Куба были подготовлены 5 техников-механиков, для Исламской республики Мавритания – 4 авиатехника. Классным руководителем в иностранных группах был ЛАХИН Анатолий Иванович.

1980 ГОД

Был сдан в эксплуатацию 90 квартирный дом №17.
Училище отметило свое двадцатилетие.

1981 ГОД

Для Кубы было подготовлено 6 авиатехников. Классным руководителем Кубинской группы курсантов был БУЦКИХ Алексей Дмитриевич.

1984 ГОД

Начали изучать самолет Л-410 вместо ЯК-40.

На учебном аэродроме реконструировано и построено 1350 кв. м. учебно-производственных площадей, где размещены учебные классы, лаборатории, бытовые помещения, мастерская текущего ремонта, монтажные цеха для двигателей, уложено твердого покрытия 10100 кв. м. Это стоянки самолетов, дороги, переходы, плац, аэродром оснащен необходимым по назначению спецавтотранспортом, комплектами наземного оборудования по типу самолетов.

1987 ГОД

Заместителем начальника училища по наземным службам и материально-техническому обеспечению назначен ЛАХИН Анатолий Иванович. С 1963 года по 1966 год проходил срочную службу в рядах СА. С 1967 года по 1973 учился в Киевском институте инженеров ГА. В 1973 году был направлен преподавателем в КАТУГА.

1989 ГОД

Начальником училища назначен ГОЦЕВ Владислав Васильевич. Заслуженный работник транспорта РФ. Окончил Казанский авиационный институт (1968). Трудовую деятельность начал в должности инженера моторостроительного завода. Работал командиром учебного взвода, преподавателем, был заместителем начальника летно-технического училища. Как преподаватель и руководитель педагогического коллектива отличается высоким педагогическим мастерством, глубоким знанием предмета и творческим подходом. Внес большой вклад в подготовку авиационных специалистов для гражданской авиации. Награжден медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник аэрофлота». В настоящее время находится на заслуженном отдыхе.

Назначен заместителем начальника училища по политической части Пунт Александр Егорович. В 1974 году закончил КАТУГА, затем служил в рядах СА. В 1984 году закончил МИИ ГА. С 1985 года работал старшим инженером учебного аэродрома. С 1989 года находился в должности заместителя директора по воспитательной работе.
В этом году не было набора курсантов на первый курс. На военном цикле приступили к изучению самолета Су-17м. Библиотека перешла в новое здание. Книжный фонд библиотеки составляет около 123 тыс. экз. Библиотека располагает читальным залом на 100 посадочных мест. В читальном зале проводятся беседы для курсантов, читательские конференции, литературно-музыкальные вечера, заседание клуба «Этикет», устные журналы.

По инициативе работников библиотеки проводятся выставка народного творчества, конкурсы на лучшие стихи о колледже, встречи с интересными людьми г. Кирсанова: ветеранами ВОВ, поэтами, художниками, писателями.

1992 ГОД

В училище начали изучаться самолеты Ту-204 и Ил-114.


© Кирсановский авиационный технический колледж - филиал МГТУ ГА, 2015